Домой Почта Народ Влад Шумков. Стихи из цикла "Мим сердца"
Из цикла  «М и м  с е р д ц а»

 

 

 

*     *     *

 

 

Память губ,

память окон синих,

отражающих поцелуи,

точно так же невыносимы,

как пророчества или всуе

упомянутые святыни...

Иногда проклинаешь память:

то сама в этих окнах сгинет,

то их вдребезги – вместе с нами.

Память кожи и память тела –

это, знаешь, такие вещи,

с коих, верно, в глазах темнело

у Антея, когда он в клещи

Геркулесовых рук попался

и проигрывал поединок...

Это, знаешь, сильнее транса –

память бедер и их Ходынок.

Память пульса – как память пули

в глубине киллоидных тканей:

это микроцарапин улей,

циркулирующий рывками

в синих венах, и тик-лунатик,

заблудившийся в складках века,

что вибрирует, словно дека,

ни с того ни с сего, некстати…

Но есть память совсем другая –

обитающая вне тела, -

эта вещь посильней пугает

и сама, так сказать, несмело

созерцает все тот же образ,

только там, где он тоньше эфира…

Эта память – как будто область

и порядок иного мира.

Я о ней словно что-то знаю,

но сказать ничего не смею,

как о Боге…

Зане, родная,

люди примут за ахинею.

 

19 сентября 2001 –

12 мая 2002 гг.

 

 

 

 

*     *     *

 

 

Я люблю твой Каменный остров,

Сытный рынок и переулок,

где стучит башмачок твой острый

в час вечерних твоих прогулок

с рыжей Кэри – смешной собакой

непонятно какой породы...

Я люблю одинокий бакен,

что напротив кладбищ свободы

в водной шири души не чает,

хоть привязан он к ней цепями...

Я люблю одиноких чаек,

что разносят заката пламя,

поджигая им шпили, окна,

словно голуби вещей Ольги –

чьей-то тезки... Люблю я стогны

созерцать широко и долго,

от Петровых страстей пьянея,

от мечты его твердолобой...

А еще я люблю ахинею,

коей стиснут подкупольный обод

Исаакиевского собора, -

от него без ума я тоже...

Словом, даже великий город

заслонить мне тебя не может.

Спит булыжник пред Летним садом,

сытый солнцем, как аллигатор

в старой сказке... Зачем-то надо

нам любить и разлук легато.

 

                                                                                                                                                            12 июля 2001 г.,

                                                                                                                                                             Усова Гора

 

 

 

 

*     *     *

 

 

У нас дожди, сырых полей гниенье

да скучный быт. Но, чудная моя,

у мокрых ив твое телосложенье,

твои уста – у мокрых роз, и я,

не буйный, с точки зрения научной,

все же без памяти бываю им...

Бодлер был прав: когда гроза и тучно,

любимых черт нас настигает мим,

а проще – сердце, что темно от знаков

и многомерно, как библейский стиль…

О, я, считай, безумен, как Иаков,

обретший наконец свою Рахиль –

триумф и возмещенье в лучшем виде!

Все тем же невезением гоним,

как вышеупомянутый сновидец,

теперь я преклоняюсь перед ним,

зане и факты учат: не по вере,

а по потерям… Стало быть, мой бог –

скорей пустой простенок в интерьере

всех этих кирх, мечетей, синагог,

где, может быть, дыра на дне сосуда –

поболе бог для склянки, чем она ж

в игольном ушке, скажем, для верблюда,

для коего господь – скорей багаж.

Итак, пустая лампа Алладина

теперь мой храм. О, чудная моя,

кроме тебя, там нет иного джина

и нет иного смысла бытия.

И только ветер в ивах гнет вопросы…

И к думам прилепившийся листком

под ним трепещет образ твой курносый,

губами бессознательно иском,

как край хоругви, что проносят мимо…

О, внятно ли о миме говорю?

Ведь он – еще таинственней без грима,

который второпях я тут варю

и пробую раскрас на экивоках…

Мне этот идол, может, тем и мил,

что это с ним при водах Иавока

был поединок идола пророков,

и, стало быть, последний уступил.

 

                                                                                                                                                                     июнь 2001 г.,

                                                                                                                                                                     Усова Гора

 

 

 

 

*     *     *

 

О. В. Фиминой

 

Вот и ночь. Хор многоножек

в хвощах глотки надорвал.

Истуканом «Запорожец»

пялит фары на дрова.

Спит стоймя коса у клети,

чем-то портя общий вид, -

эксклюзивно на примете

там для Янека стоит.

 

Он косил в саду сегодня

и в отсутствующий зуб

ухмылялся, точно сводня,

нам с хозяйкой, добр и глуп.

А хозяйка любит пылко

утварь местных косарей, -

антиквариат, ей-ей,

дама драит чуть не пилкой,

чуть не пилкой для ногтей!

 

Вот и нынче: примус вымыт.

Но, художница во всем,

в этот час она – как в гриме

и вещами уж иными

скрасит скуку за столом:

то вздохнет, то чуть поднимет

бровь мечтательным углом…

 

30 марта 2002 г.

 

 

 

 

*     *     *

 

 

В десяти километрах от границы с певучей Эстонией

гложет мука меня (и пейзаж) чисто нашенска, русская:

смысла жизни отсутствием или, проще, известной истомою

безнадежно терзаем, становлюсь я к чему-то нагрузкою.

Выйду ночью во двор и цикад обезумевших слушаю;

телеграф их твердит: в Питер! в Питер спеши! – там сопрано,

                                                                                           де, некое

изменяет тебе (становлюсь ли от скуки кликушею?)

с тем же солнечным пляжем, описанным неким Дейнекою.

Я, пейзаж... Мы с пейзажем – нагрузка, конечно же, к Пинтеру,

приложенье к тому, что о местности сельской он выдумал,

чтоб писать о любви, - об меня даже ноги, пожалуй,

                                                                                        не вытерут,

если так же вот где я осмелюсь описывать выгоны.

Я ревную тебя, слышишь, к чертовой этой истории

про любовь стариков! А ты, может, поёшь в это самое

столь печальное время, когда над границей с Эстонией

то ль гроза громыхает, то ли цинк над неначатой нашею            

                                                                                           драмою.

В деревенской глуши я над думой чужою и черствою

(то есть, ролью своей) иногда тоже медленно думаю;

пристрастился весьма к монастырскому, Псково-Печерскому,

колокольному звону, что пахнет полями и гумнами.

Так что видишь сама: экстремал, по кнуту я скучаю и прянику,

по высоким страстям, скоростям да и по телевизору.

Приезжай  же скорей! – приревную тебя хоть бы к Янеку

и тотчас на дуэль хоть его, деревенщину, вызову.

 

                                                                                                                                                                         16 июля - 29 августа 2001 г.

 

 

 

 

*     *     *

 

                                                                                                                                                                    Михаилу Валаамскому

 

Быстр, в лопатках с кем-то схожий, вдруг является волнам...

На скалу ладонь положит иль войдет в нее, как в храм.

На бегу слепней отгонит от иконы и лампад,

что в часовне, там, на склоне, тусклым золотом блестят.

Словно ворон из-за тына стен церковных и ворот,

духа он, отца и сына хриплым голосом поет

зыби ладожской с минуту... Смотрит вдаль из-под руки

и, нагнав на чаек смуту, вновь бежит вперегонки

с рваной линией прибоя, а куда бежит – бог весть,

словно что-нибудь такое форестгампово в нем есть...

 

                                                                                                                                                                                  10 сентября 2001 г.

 

 

 

 

*     *     *

 

 

Город уснул. Он упал в фонари,

в звезды ничком, и, струясь меж колонн,

в Финский залив он всю ночь до зари

с плеском стекал, словно в плоть – эмбрион

чьей-то души... И, беззвучно томясь,

в том же влеченьи тонула и ты,

в тех же конвульсиях, в коих мосты

бились всю ночь; эта скрытая связь

кротко светилась в твоих же глазах

там, на портрете, что вставлен в стекло

теми ж руками, в которых – лоза –

ты так струилась всю ночь; и текло

тело твое в ту же самую даль,

что и Нева... Твой сегодняшний смех –

помнишь, за картами? – только деталь

темной стихии, что брызжет на кнехт

и напрягает канаты, она ж

мерно колышит зигзаги огней,

блеклых на фоне улыбки твоей,

всё затопившей по пятый этаж…

 

                                                                                                                                                                  4 июля 2001 г.

 

 

 

 

*     *     *

 

 

В общем, повязаны мы круговой

вещей порукой – вещей, чей конвой,

можно сказать, не от мира сего…

Просто такое в нас есть вещество.

Вещей порукой счастливых часов

(или минут, что спешат как они),

чей откровенно непрочный засов

нас запирает в последние дни

этого мира... Любимая, суть

существования, в целом, проста:

все норовишь пережить как-нибудь

это томленье пустого холста,

ждущего масла и нескольких па

быстрой руки живописца, чей вздох,

впрочем, твоим же табачным пропах

средством от сна где-то в области бронх.

О, пустота пустоты! – так полна

чем-то таким, по сравнению с чем

жалкая рябь – вдохновенья волна,

слякоть ничтожная, нечто без черт…

Вот и она, пустота, против нас:

вещей порукой всего, чего нет,

нас повязала (и этот балласт

потяжелей миллиарда планет),

вещей порукой Единой Черты,

что у Ши-тао в основе всего

сущего… В общем, не знаешь ли ты,

как еще выразить имя его –

скрытого в дебрях сетей, паутин,

трещин в известке, железных дорог,

где он единственный стрелочник, блин,

по совместительству, стало быть, бог.

 

3 мая 2002 г.

 

 

 

 

К портрету поэта

 

 

С профилем хищной птицы, про

которую посвист в ушах и те

штуки пера, когда пляшет перо,

точно рельс во взорвавшейся шахте,

не закосишь под иванушку-дурака.

Это, наверное, принципиально.

Иногда форму носа диктует строка,

как диктует ей ген опальный.

Этот ген – невидимка и, стало быть, вор,

что крадет живьем у пространства,

как какой-нибудь, знаешь ли, ястреб-кондор

под влиянием протуберанца,

так вдруг пляшущего там, наверху

(и в паху в то же самое время),

что одни уж инстинкты диктуют стиху

группу крови и племя.

Как итог Валтасарову пиру, возник

этот профиль профи на фоне

самодеятельности и возни

замурованных в клоне.

 

10 сентября 2002 г.

 

 

 

 

*     *     *

 

 

На Петербург упала полумгла,

и золотые гаснут купола

вдоль всей Невы… И слушает окно,

как мерно дышит каменное дно

зазеленевшего в щелях двора,

как точит стену плоская дыра,

раскрашенная красным кирпичом,

раскрошенная вытертым мячом,

что допоздна летает там, на дне,

подобно обезумевшей луне,

упавшей сверху в эту западню.

Смотревший в небо двадцать раз на дню

бездомный некто задремал в траве

с такою же прорехой в рукаве,

как на стене, - наверное, и он

ночами вхож в безумный небосклон,

где свой футбол в четверг и свой зенит

его, зенита, фанами кишит.

 

27 апреля 2002 г.

 

 

 

 

*     *     *

 

 

Я есмь последний лох из могикан,

что пишут в стол и в шкаф, и верят сплетням,

как будто этот шанс немногим дан –

во временах последних стать последним.

Я есмь последний в очереди волн,

шлифующих стопы авторитетам.

Вне всякого сомнения их – сонм,

и все-таки последний я и в этом.

Когда-то, в реку лет вонзив весло,

пространством я открыт был, как намедни

открыт был клон. Что ж, клону повезло,

а мне не повезло – я есмь последний.

Мне быть последним и в столбце утрат,

которые нанизывает память…

И месту своему, поверь, я рад,

даже ругаемый последними словами.

 

12 января 2003 г.

 



Hosted by uCoz
Домой Почта Народ Сервис авторегистрации в каталогах, статьи про раскрутку сайтов, web дизайн, flash, photoshop, хостинг, рассылки; форум, баннерная сеть, каталог сайтов, услуги продвижения и рекламы сайтов ГДЕ.РУ - Развлечения, отдых, знакомства! Russian Art - Искусство России. Арт каталог русскоязычных ресурсов. каталог-рейтинг qb.ru Продажа квартир в Москве и Сочи. Аренда и продажа офисов, торговых помещений, зданий и коттеджей. Права на землю, инвестиционные контракты на ее застройку.